Открытый бюджет Новосибирской области
 
В ноябре 2016 года вышла в свет вторая часть методического пособия «Абилитационная педагогика в вопросах и ответах» - «Взаимодействие с родителями»

.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Раздел I. О семье. Из интервью А.И. Бороздина. Ответы на пять вопросов

1.1. Где есть единение с семьёй - там безусловный успех!».

Эту крылатую фразу Вы, Алексей Иванович, в феврале 2006 года произнесли на двухдневном информационно-обучающем семинаре для практических педагогических работников Новосибирской области. Что привнесло прошедшее десятилетие в данное авторское педагогическое утверждение?

1.2. В среде своих коллег - абилитологов-профессионалов - Вы настойчиво утверждаете этико-педагогический принцип: «Чему научился - отдай родителям, а сам иди дальше!». Есть ли в этом удивительно простом механизме передачи творческого абилитационного педагогического опыта «слабое звено»?

1.3. Каждая семья подспудно верит в одарённость своего ребёнка, даже имеющего серьёзные проблемы в психофизическом развитии. Предусмотрена ли поисково-исследовательская деятельность с различными проявлениями детской одарённости в возглавляемом Вами Областном методическом центре абилитационной педагогики? Или этот вопрос не стоит на повестке дня?

1.4. «Между искусством медицины и искусством воспитания много аналогии», - писал в своё время выдающийся отечественный психолог и педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Как искусство абилитации дифференцирует возможности педагогической абилитации и абилитации медицинской? Что Вы можете сказать по этому поводу родителям?

1.5. Следует ли каким-то образом различать круг абилитационных педагогических проблем, которые в современной полной нуклеарной семье необходимо по преимуществу решать отцу, а какие - матери?

Раздел II. Создание системы конструктивного взаимодействия с родителями: вопросы теории и практики

2.1. Что в теоретическом и практическом отношении на сегодняшний день удалось достичь с помощью авторской школы А.И. Бороздина? (В.К. Зарецкий)

2.2. Какое место в авторской модели А.И. Бороздина отводится работе с семьёй? (Я.Ю. Тагиева)

2.3. Способны ли родители самостоятельно освоить ключевые элементы авторской системы А.И. Бороздина? (Т.В. Гриднева)

2.4. Что реально происходит с ребёнком в «зоне ближайшего развития», когда родители в содружестве с командой педагогов- профессионалов разумным образом организуют целостный абилитационный процесс? (В.К. Зарецкий)

2.5. В чём конкретно выражается логика конструктивного взаимодействия с семьёй? (Л.И. Боровиков)

2.6. «Вкус метода». Каково абилитационное значение этого термина? (Т.В. Гриднева)

2.7. Располагает ли современная абилитационная педагогика своим собственным инструментарием для диагностики семьи?

(Л.И. Боровиков)

2.8. Профессиональный абилитационный опыт. Как достичь авторства? (Л.И. Боровиков)

Раздел III. Абилитационное пространство семьи. Из опыта творческого освоения авторской педагогической модели А.И. Бороздина

3.1. Абилитационные возможности семьи. Фрагмент лекционного курса (Т.В. Гриднева, Я.Ю. Тагиева, Л.И. Боровиков)

3.2. Забота о социализации (Т.В. Гриднева)

3.3. Социальное закаливание (Т.В. Гриднева)

3.4. Со-творчество как средство абилитации (Н.В. Михеева)

3.5. Изучение уровня готовности родителей к успешному выстраиванию абилитационного пространства семьи (Я.Ю. Тагиева)

3.6. Дневник наблюдений (Т.В. Гриднева, Л.И. Боровиков)

3.7. Интонационная выразительность внутрисемейного общения. Развитие средствами музыки (А.В. Курилова)

3.8. Про детское цветовосприятие и про многое другое (Н.В. Михеева)

3.9. Гармонизация детско-родительских отношений на занятиях ИЗО (Н.В. Михеева)

3.10. Абилитационный диалог с родителями. Требования

профессиональной этики (Т.В. Гриднева, Л.И. Боровиков)

Приложения

1. Воспитательный урок для родителей. Из книги

А.И. Бороздина «В контексте жизни»

2. Абилитация. Статья из Социальной энциклопедии

3. Мнения, суждения и оценки родителей, коллег и независимых экспертов. Из арсенала собранных информационно-диагностических данных

Тезаурус

Рекомендуемая литература

Сведения об авторах

Abstract

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

 

Боровиков Леонид Иванович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, почётный работник общего образования Российской Федерации, методист-консультант «Областного методического центра абилитационной педагогики».

 

Бороздин Алексей Иванович, директор «Областного методического центра абилитационной педагогики», заслуженный работник культуры Российской Федерации.

 

Гриднева Татьяна Валерьевна, заместитель директора «Областного методического центра абилитационной педагогики».

 

Зарецкий Владимир Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии «Московского городского психолого-педагогического университета».

 

Тагиева Яна Юрьевна, методист «Областного методического центра абилитационной педагогики».

 

 

Михеева Наталья Владимировна, методист «Областного методического центра абилитационной педагогики»

 

Курилова Анна Валерьевна, методист «Областного методического центра абилитационной педагогики»

 

 

 

 

 

Последние события

ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ ИВАНОВИЧА БОРОЗДИНА

Читать далее...
Семинар на базе нашего центра

 

17 марта 2020 года на базе ГБУ НСО ОМЦАП состоялся модульный семинар «АБИЛИТАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: психолого-педагогическая помощь детям с различными психофизическими нарушениями развития».

Читать далее...
25-26 февраля 2020 года в Новосибирске прошел семинар «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в образовательной организации».

 

Специалисты нашего центра приняли участие в семинаре, который прошел на базе ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования». Автор и ведущая семинара, дефектолог, к.п.н., ст. преподаватель кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики ИСОиКР МГПУ (г. Москва) Шаргородская Людмила Вячеславовна, ознакомила слушателей с современными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях ОО, а также представила практический опыт выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута таких детей.

Читать далее...